В советские годы проводился любопытный эксперимент: брали детей, уже год занимавшихся шахматами, и предлагали им решить различные позиции, наблюдая за реакцией. А реакция была, как правило, такая: «я боюсь», «мне хочется» и так далее, то есть чисто эмоциональная. Получается, даже через год занятий шахматами ребенок с трудом осваивает такое понятие, как «анализ ситуации», он принимает решения, основываясь на эмоциях. А ведь это важнейший момент для любой человеческой деятельности. Как же тогда ребенок может заниматься самообразованием, а не только выполнять призывы и распоряжения учителя?
Умение сформулировать для себя задачу и стремиться ее выполнить - в этом азы самоанализа. И в этот момент выясняется, что шахматы чрезвычайно удобны как модель отработки подобного механизма. При этом, конечно, нужно не забывать о правильно выбранной методике обучения.
В школе №1950 мы не ограничились одним только включением шахматной дисциплины в программу обучения в начальной школе, но и ввели дополнительные занятия во второй половине дня, на которых дети могут полноценно развить и углубить свое знакомство с шахматами уже как с видом спорта. И, судя по промежуточным результатам первого года и положительной реакции родителей, у школьных шахмат весьма неплохие перспективы.

Александр МАСЛЯНСКИЙ, педагог дополнительного образования школы №1950

Источник: http://ug.ru/archive/69410