Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Центральный административный округ

ФГОС НОО

1 сентября 2011 все первоклассники России начали учиться по новым стандартам. По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.

Что же такое образовательный стандарт?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) устанавливаются в РФ в соответствии с требованиями Статьи 7 Закона «Об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.

Какие требования выдвигает новый Стандарт?

Стандарт выдвигает три группы требований: • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; • требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что нового в Стандарте?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком – совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования УУД. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задаёт деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных учреждений. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей.

Как повлияло изменение требований к результатам обучения на содержание обучения?

Стандарт сохраняет традиционные учебные предметы, за исключением математики, которая теперь изучается в рамках интегрированного курса «Математика и информатика», причём имеется в виду не работа с компьютером, а теоретическая информация, целью изучения которой является формирование у ребёнка информационной культуры. Под информационной культурой понимается система общих умений практически работать с информацией и передавать её другим. В начальной школе появится новый предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который будет изучаться в 4 классе. Изучение всех предметов начальной школы предусматривает овладение учащимися теми или иными инструментами ИКТ, вследствие чего учащиеся будут регулярно использовать компьютер. Включение средств ИКТ в образовательный процесс будет происходить в соответствии с нормами СанПин.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребёнок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители понимают важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов: цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. В контексте изучения всех предметов будут использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах, увлечениях Родители должны стимулировать детей к такого вида работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроках русского языка идёт работа над текстом-описанием, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времён года.

Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете. Что такое информационно-образовательная среда? Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

Шестилетнему ребёнку свойственна активная игра, через которую он реализует свои потребности в движении и общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

О чём ещё говорит Стандарт?

Стандарт направлен на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»Эти ценности нашли отражение в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы, выражающихся словами патриотизм, толерантность, адаптивность, установка на учение, самостоятельность и ответственность, эстетика, этика, сотрудничество, здоровье и безопасность.